Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

 

ЖАН РОЛЛЕН ; JEAN ROLLEN       РЕЖИСЕРЫ  0 - Я

Информация о режисере
Информация о режисере
Информация о режисере
Информация о режисере
Информация о режисере
http://www.shockingimages.


В журнале "Искусство кино" прозвучала такая фраза о Жане Роллене: всю жизнь он снимал один и тот же фильм. К
Роллену она действительно подходит идеально. Его бесконечный фильм - это элегия о вампирах, о хрупкой красоте, красивом увядании и величественном запустении. Роллен и его фильмы стоят особняком в жанре хоррора. Они выделяются не только в сравнении с ужасами в американском стиле. Они не похожи и на своих собратьев по Старому Свету. Можно даже небезуспешно оспаривать мысль о том, что Роллен был именно хоррор-режиссером. Наснимав больше всего фильмов о вампиризме, он вряд ли рассматривал его как традиционный источник кошмара. Вампиры сами часто были беззащитны и воплощали собой ностальгию по невозвратно ушедшему. В финале "Реквиема по вампиру" главный кровосос отпускает с миром заблудившихся девушек, а герой "Окровавленных губ" пытается поймать ускользающие детские воспоминания и успокоение находит только в объятиях возлюбленной вампирши. С вампирской тематики начинались первые шаги Роллена в большом кино, к ней он вернулся на рубеже веков после значительного перерыва.



Жан Мишель Роллен ле Жентиль родился в 1938 году. Он вспоминал, что решение связать свою жизнь с кино пришло к нему в пять лет, когда он посмотрел "Капитана Фракаса" Абеля Ганса. Роллен-старший был театральным актером, и хотя родители Жана были в разводе и он практически не жил с отцом, но захаживал к нему в театр. В пятнадцать лет он начал активно использовать подарок матери - печатную машинку, на которой набирал свои первые сценарии. Тогда он находился под влиянием фильмов Сесиля Де Милля и американских сериалов вроде "Тарзана". Телевидения еще не было, поэтому Жан после школы бежал в соседний кинотеатр. Именно в этом периоде он видит источник всех своих кинематографических идей, которые откладывались в памяти, чтобы быть использованными впоследствии. Не отсюда ли "сериальная" тяга снимать один и тот же фильм? Свое детство Роллен считал чистым и безоблачным, не отсюда ли столь романтичны и его ностальгические "ужасы"?



  Уже в 16 лет Роллен устроился на работу в компанию "Le Films des Saturne", которая занималась созданием титров к фильмам, мультипликацией и немного - документальным кино, короткометражками. Он выполнял функции клерка, но однажды попал на съемки документального фильма о моторостроительной фабрике. Это окончательно определило его будущее. Окунувшись в мир съемок, Роллен уже не видел для себя другого занятия.



  Армейскую службу Жан Роллен проходил в отделе кинематографии, где работал совместно с Клодом Лелюшем. Они готовили опять же документальные фильмы. Роллен сидел на монтаже и считал это замечательной школой. По собственному признанию, создание фильма для него - это непосредственно съемки. Поэтому все монтажные операции он проделывает мысленно уже в их процессе. Значение "армейской школы" монтажера в этом случае трудно переоценить.

   


После армии Роллен имел твердое намерение снимать самостоятельно. В 1958 году он взял на неделю 35-мм камеру - очень громоздкую и неудобную - у своего приятеля-оператора и отправился на пляж возле Диппе снимать свою первую игровую короткометражку - "Желтых любовников". Перезаряжать камеру, со смехом вспоминал Роллен, приходилось в туалетах. Следующую короткометражку "Медное небо" (1961) доделать не удалось по банальной причине - закончились деньги. К тому же Роллену не нравилось то, что у него получается, и в конце концов отснятый материал был безвозвратно утерян.



Как и любой начинающий, Роллен искал себя в разных ипостасях. Первый и последний опыт помощника режиссера он приобрел на фильме Жана Марка Тибо "Скакун для двоих" (1962). В 1964 году Роллена и его съемочную группу занесло в Испанию. По воспоминаниям Роллена, они едва успели унести ноги от полиции генералиссимуса Франко. Результатом стал антифашистский документальный фильм "Жизнь в Испании". В это же время Роллен начинает писать беллетристику и сценарии. Относя себя к людям-визуалам, свое литературное творчество он рассматривает как продолжение кинематографического. Роллен всегда с уважением отзывался о творчестве Гастона Леру. В середине 60-х он даже написал эссе, посвященное автору "Призрака оперы". К удивлению Роллена эссе было опубликовано в журнале фантастики. Включенный в эссе фрагмент сценария был подписан "Мишель Жентиль". Впоследствии этот псевдоним Роллен использовал в своих эротических и порнографических фильмах.



Первый полнометражный фильм Жана Ролена "Насилие вампира" поначалу задумывался как короткометражка. История его "удлинения" почти анекдотична. Роллен испытывал вполне понятные трудности с финансированием: никто не хотел выделять деньги неизвестному новичку на кинопроизводство. В конце концов ему удалось убедить раскошелиться Сэма Селски, осевшего в Париже американца, продюсера и владельца кинотеатра, впоследствии постоянного партнера Роллена по кинопроизводству. Будучи натурой прагматичной, Селски совершенно не понял экспериментальный подход Роллена к вампирской тематике, но он любил кино и поверил режиссеру. Не обошлось без скандалов: зрители бросали мусор в экран, критики объявили съемочную группу компанией психов. Роллен ужаснулся, и решил никогда больше не снимать кино. Но в результате фильм состоялся и даже принес прибыль, а Жан Роллен встал на тропу, с которой уже никогда не сворачивал. В ее начале красуется большой плакат с крупной надписью - "эротический фильм о вампирах". В следующей картине "Обнаженный вампир" режиссер несколько поубавил сюрреалистического тумана - сюжетная логика очевидно просматривалась. Зато остались вампиры, обнаженные девушки и ощущение чего-то безвозвратно ускользающего.

Все фильмы ужасов Роллена о вампиризме или его вариациях. Они были незыблемы в своем стилистическом однообразии. Хотя иногда они могли становиться более жанровыми, как коммерчески ориентированная "Живая мертвая девушка", подвергаться влиянию модных течений, как "Гроздья смерти" - картина об экологической катастрофе и зомби, или "Ночь охоты" - щемящая история о преследуемых пациентах психиатрической клиники. Особняком стоит лишь шпионская лента "Тротуары Бангкока", но в ней привычно эксплуатируется эротическая составляющая картин Роллена.
Второй половиной фирменной продукции "от Роллена" стали многочисленные порнофильмы - жанр, всегда прибыльный, в особенности - в годы раскрепощения западного общества, снятия запретов и табу с кинематографа. Счет хардкору Роллен открыл в 1973 году, как только порно было легализовано. Поначалу он попытался он пытался подходить к жанру с точки зрения искусства. Однако "Призраки", которых он пытался превратить в настоящее кино, не встретили теплого приема у публики. Роллен обиделся и, по его признанию, продолжал работать в хардкоре без былого вдохновения.

Обе ипостаси Роллена - хоррор-режиссера и порнографа - объединила звезда европейского хардкора Бриджит Ляэ. Вопреки обыкновению, Роллен начал снимать ее в хоррорах до ее выхода в тираж как актрисы кино для взрослых, Яркая, но не вульгарная внешность Ляэ и ее уверенное поведение перед камерой украсило "Ночь охоты", "Очарование", "Гроздья смерти". Это действительно была актриса, а не очередная "дырка" для порнушки.
И все же славу культового режиссера Жан Роллен снискал как создатель фильмов о вампирах. Подтверждает это и его триумфальное возвращение в кино. После тяжелейшей болезни он нашел средства и силы вернуться в кинопроизводство. В 1995 году он поставил "Две сиротки вампирши" по мотивам своего одноименного романа, а 1999 выпустил "Невесту Дракулы". Кино сделано так, будто на дворе середина 70-х. Фанаты Роллена не могли не уронить ностальгическую слезу, сквозь пелену которой не заметно, как постарела Бриджит Ляэ.
the-art.ru


DVD Фильмография

Изнасилование вампирши / Viol du vampire, Le / The Rape of the Vampire (1968)
Обнаженный вампир / Vampire nue, La (1970)
Дрожь вампиров / Le Frisson des vampires (1971)
Реквием по вампиру / Vierges et Vampires / Requiem for a Vampire (1971)
Железная роза / Rose de fer, La (1973)
Демоницы ; Бесноватые / Demoniaques, Les (1974)
Сексуальные вакханалии / Люби Меня По-Французски / Tout le monde il en a deux (1974)
Кровавые губы / Lips of blood (1975)
ФАНТАЗИИ ; соблазнение Эми / Phantasmes (1975)
Канонизация Порно / Apotheose porno (1976)
Жанет и катерина / JEANNETTE UND CATHERINE
Сексуальные вибрации / Vibrations sexuelles (1977)
Гроздья смерти / Grapes of deth (1978)
ОЧАРОВАНИЕ / Fascination (1979)
Моник / Monique aka Gamines en Chaleur (1979)
Ночь гонимых / Nuit des traquees, La (1980)
Озеро зомби / Lac des morts vivants, Le (1981)
Беглянки / Les paumees du petit matin / The Escapees / The Runaways
(1981)

Живая мертвая девушка / Morte vivante, La (1982)
Тратуары Банкока / The Sidewalks of Bangkok (1984)
Эммануэль - 6 / Emmanuelle 6 (1988)
Машина убийства / Killing Car (1993)
Две сестрички вампирши / Deux orphelines vampires, Les (1997)
Невеста дракулы / La Fiancee de Dracula (2002)



Brigitte Lahaie

Marie-Pierre Castel

Catherine Castel

Catherine Greiner

Моника Свинн / Monica Swinn, Monika Swuine

Мэрилин Джесс / Marilyn Jess

Barbara Moose

Elisabeth Buré

Жоэлль Кэр / Joëlle Coeur, Joëlle Faguet

Анни Белль / Annie Belle, Annie Brilland

Franca Mai

Muriel Montossé

Марина Пьерро / Marina Pierro

Francoise Blanchard

=

За основу этого материала взято интервью, которое Жан Роллен дал журналу «Некрономикон». По мере необходимости добавлены комментарии Роллена, размещённые в бонусах к различным цифровым переизданиям его фильмов, а так же фрагменты интервью разных лет.

Перевод и компиляция - Доктор Уильям С. Верховцев  https://riobravo76fm.livejournal.

* * * * * * * * * *

- Однажды вас попросили назвать трёх людей, чьё творчество сильнее всего повлияло на формирование «вселенной Жана Роллена». В списке оказались поэт - символист Тристан Корбьер, художник - нонкомформист Кловис Труль (Clovis Trouille) и автор комиксов Филипп Дрюлье (Philippe Druillet). Почему именно они?

- Корбьер был истовым поэтом морской стихии, в этом мы с ним совпадаем. Моя самая первая короткометражка «Кривая Любовь» / Les Amours Jaunes сделана как посвящение Корбьеру - так назывался сборник его стихов. Локацией для съёмок стал пляж в небольшом городке Дьепп на побережье Нормандии. Как только я впервые очутился в этом фантастическом месте с голыми холодными скалами и стаями чаек, сразу же дал себе слово, что обязательно вернусь сюда, как только разживусь деньгами. Так и вышло - почти во всех моих фильмах есть эпизоды, снятые в Дьеппе. Местные морские пейзажи накрепко переплелись в моей памяти со стихами Корбьера.

Что до Филиппа Дрюлье, то не могу сказать, что он как-то сильно повлиял на меня. Филипп рисует прекрасные комиксы, мы много лет приятельствуем, однажды я пригласил его сыграть небольшую роль в «Насилии Вампира» / Le Viol du Vampire. Едва закончив съёмки, я связался со знакомыми художниками и иллюстраторами с просьбой нарисовать афишу к ещё даже не смонтированному фильму. Лучше всех с задачей справился Филипп - возможно, потому, что крутился на съёмочной площадке и имел хоть какое-то представление о том, что мы там наснимали (улыбается). В итоге именно его вариант стал афишей фильма. Сейчас даже и не вспомню, почему назвал Дрюлье в числе людей, особо повлиявших на меня.

Совсем другое дело - Кловис Труль. Когда я смотрю на его картины, иногда кажется, что это кадры из моих неснятых фильмов. Нас обоих роднит интерес к экспрессионизму, романтичным героям и движениям стихий. Как и Магритт, Труль рисует людей вполне реалистично, но затем он помещает их в самые странные и неподходящие декорации и этим приёмом добивается сюрреалистического эффекта. Живопись Труля очень кинематографична, кроме того, он большой мастак придумывать броские имена для своих полотен. «La Viole'e Du Vaisseau Fantome» - идеальное название для фильма Роллена! «Mon Tombeau», «L'Heure Du Sortilege», «Stigma Diaboli» - все они действуют прямиком на подсознание. Именно этого я добивался в своих фильмах начала семидесятых.

- Самое время вернуться к кинематографу. Какое влияние на вас оказали Луис Бунюэль и Жорж Франжю?

- Бунюэль в кино шёл тем же путём, что Магритт в живописи или Дрюлье в комиксах. Он одним из первых вытащил на экран образы, рождённые где-то глубоко в подсознании. Практически во всех его фильмах присутствуют сцены, которым нет какого-то логичного объяснения. Зато из них можно многое понять про самого Бунюэля. Взять его мексиканские картины, такие как «Сусана» или «EL». На первый взгляд они кажутся просто сделанными, если не сказать банальными. Но даже здесь, сквозь нагромождение мейнстримных клише можно увидеть уникальный почерк мастера. А ещё у меня в памяти отпечатался эпизод одного из его последних фильмов. Парень стоит возле гроба с мёртвой девушкой. Саму покойницу нам не показывают, виден лишь её золотистый локон. Помню, как сидел в кинотеатре и сокрушался - ну отчего этот образ пришёл в голову Бунюэлю, а не мне? Хороший был фильм, только название вылетело из памяти. Подобных сцен в фильмах Бунюэля всегда хватало. Ну и я, в меру сил и таланта, тоже изредка порываюсь сыграть на этом поле.

Жорж Франжю снял один гениальный фильм, «Глаза без лица» / Les Yeux Sans Visage. Скажу как есть - сквозь эти «Глаза» на нас глядит само совершенство. Сценарий, актёры, игра света и тени, абсолютно всё здесь на высшем уровне. Много лет меня не отпускал финал фильма: Эдит Скоб идёт по тёмному парку, белая маска на её лице, порхают белые птицы и звучит эта музыка... Всё вместе действовало просто завораживающе. Не буду скрывать, «Глаза без лица» сильно на меня повлияли. Начав делать своё кино, я стремился воссоздать эту атмосферу, наполненную поэзией, сновидениями и безумием - тремя непременными спутниками лучших работ Франжю


Кстати, большинство критиков до сих пор снисходительно отзывается о другой картине Жоржа Франжю, «Жюдекс». Вроде как «это сделано в стиле сериалов и ловить там нечего». Как по мне, «Жюдекс» полон сюрреалистических видений и хвала Франжю, сумевшему адаптировать свою буйную фантазию под телевизионный формат. Могу сказать, что не разделяю отношения «через губу» к сериалам. Я на них вырос. Помню, как бежал домой после школы, чтобы увидеть новый эпизод - их показывали по средам. «Джи-Мэн против Чёрного дракона», «Сражающийся легион Зорро», «Таинственный доктор Сатана» - всё это неотъемлемая часть моего детства.

- Вам самому доводилось работать для телеканалов?

- Когда в прокат вышли «Тротуары Бангкока» / Les Trottoirs de Bangkok, фильм, как часто бывает, облаяли. Лишь один критик написал: «Спустя четверть века Роллен вернулся к истокам». Сейчас уже можно сказать, что изначально «Тротуары» планировались для телевидения, потом сделка сорвалась и я в кои-то веки решил отпустить вожжи. Многие сцены в фильме были придуманы прямо на съёмочной площадке. Захотелось снова ощутить себя двадцатилетним, выдохнуть и нырнуть в хаос анархии и экспериментов - совсем как в конце шестидесятых, когда мы делали «Насилие Вампира».

- Даже для того неспокойного времени «Насилие Вампира» казалось чем-то из ряда вон.

- Да, фильм вызвал жуткий скандал в Париже. Мне рассказывали, как зрители чуть не разнесли кинотеатр на пляс Пигаль. Возможно, свою роль сыграла общая нервозная атмосфера - красный май шестьдесят восьмого многим тогда снёс крышу. Сейчас я думаю, что причиной такой бурной реакции стало отсутствие внятного сюжета и какие-то неправильные кровососы (смеётся). Тогда люди знали о вампирах в основном по фильмам студии «Хаммер», а тут выскакиваю я со своим сюрреализмом. Фигаро писала, что это не кино, а какой-то любительский театр с обдолбанными студентами-медиками в главных ролях. Фанаты хорроров крутили пальцем у виска. В одном из приходов священник назвал фильм происками дьявола и предостерёг свою паству от похода в кинотеатр. Всё это стало полнейшей неожиданностью - я и подумать не мог, что сделал такую подрывную вещь. Но фамилию Роллен запомнили и чудесным образом я получил средства на следующий фильм, «Обнажённый вампир» / La Vampire Nue. В нём уже приходилось немного сдерживать сюрреалистические порывы, но главный элемент - атмосфера древних мистерий - остался на месте. Всё как в старых сериалах из моего детства.

- Вампирша выходит из старинных часов на стене. Пара полуголых кровососок корчится, пробитая одним колом. Образы в ваших фильмах накрепко врезаются в память, чего не всегда скажешь о сюжетах. Это делается специально?

- Мне часто задают этот впорос. Да, в моём кино образы порой важнее историй. Послушайте, но ведь истории-то и пишутся для того, чтобы спровоцировать эти образы, пробудить их к жизни. Я считаю, что в основе сюжета обязательно должна лежать история какой-то нереальной любви. И только потом уже можно добавлять туда причудливые образы и сюрреалистические видения. Из смешения одного с другим состоят все мои фильмы. Вот вам и весь секрет кино Жана Роллена.


 

Brigitte De Borghese, «Tout le Monde il en a Deux» 1974


- Вас называют разрушителем гендерных стереотипов. В большинстве фильмов мужчины отодвинуты на задний план, всё внимание сосредоточено на прекрасных женских образах. Это сознательная попытка сыграть в феминизм, стремление лишний раз полюбоваться на голых целующихся девушек или что-то ещё?

- Почему девушки? Поговорите с моим психоаналитиком - может быть, он расскажет (смеётся). Кстати, всё это происходит не только в кино, но и в моих книгах - «Les Demoiselles de l'étrange», «Anissa», «Les Deux Orphelines Vampires». Нет здесь никакого феминизма, просто мне гораздо интереснее смотреть (и показывать) любовную сцену между двумя девушками, а не девушкой и парнем. Понимаете, в раздетых девушках есть чувственность и поэзия. Меня они вдохновляют, сразу включается фантазия - а что если поместить их внутрь часов или в дымоход? Два голых мужика в дымоходе - ну куда это годится? (смеётся). А с девушками всё идёт как по маслу. Не забывайте, помещение повседневных вещей в неподобающий им контекст - основа живописи сюрреалистов. Возьмите к примеру картину Марселя Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице». Лестница там - не просто лестница, понимаете? Так же и часы в моих фильмах. Они утратили свою функцию, теперь это не фрагмент интерьера, а некий образ из вселенной Жана Роллена.

- Амнезия и потеря невинности так же стали вашими постоянными темами. Почему?

- Я уверен, что каждый из нас рано или поздно возвращается в своё детство. Будучи ребёнком я смотрел уйму фильмов и теперь пытаюсь восстановить эти чудесные мговения, этот невинный детский взгляд, который впервые видит на экране Тарзана, Джангл Джима и капитана Фракасса.

- Морской пляж в Дьеппе оттуда же?

- Нет, я оказался в Дьеппе гораздо позже. Впервые попав туда, я навсегда остался очарован этим удивительным местом. Можете поверить на слово, за свою жизнь я повидал много прекрасных пляжей. Но Дьепп - это что-то особенное, он до сих пор как неразгаданная тайна. Море, скалы и чайки - настоящий сюрреализм!

- Вернёмся к прекрасным девушкам. В одном интервью вы с особой теплотой говорили о Бриджит Лаэ и Франсуазе Паскаль.

- Работа с Бриджит - сплошное удовольствие. Она очень спокойная и уравновешенная девушка. Всегда назубок знала текст и до конца выкладывалась на репетициях, прежде чем войти в кадр. Когда я звал Бриджит на главную роль в «Ночь Охоты» / La Nuit des Traqees, ни минуты в ней не сомневался. Там есть сцена, довольно сложная, где героиня Лаэ медленно сходит с ума. Она не подвела, справилась блестяще! То же могу сказать и про Франсуазу Паскаль, она снималась в «Железной Розе» / La Rose de Fer. Вот ещё один образец профессионализма. Франсуаза была всерьёз увлечена процессом съёмок, она привносила в картину массу идей, много общалась со мной по поводу своего персонажа. Всё это выгодно отличало Паскаль от её партнёра, который в какой-то момент начал заниматься откровенным саботажем и чуть не пустил фильм под откос.

- Существует теория, что «Железная Роза» была задумана как хоррор-версия «Ромео и Джульетты».

- Я сам приложил руку к этой теории. Помню, пришёл ко мне брать интервью какой-то журналист. Включил свой диктофон, что-то спрашивает, я отвечаю. Минут через десять понимаю, что парень вообще не вывозит - фильмов моих почти не видел, задаёт какие-то дурацкие вопросы. И тут он решает зайти с козырей, спрашивает: - А вот «Железная Роза», она вообще о чём? И сидит весь такой довольный собой. Тут я делаю очень серьёзное лицо и говорю: - Неужели не видно, что я снимал свою версию Ромео и Джульетты? Это же очевидно! Есть влюблённые парень и девушка. Есть две семьи, которые против их союза. Есть, наконец, кладбище. Что вам тут ещё непонятно? Смотрю, парень молчит, переваривает услышанное. Наверное, с того разговора всё и началось. Потом приходилось даже читать какие-то статьи на тему «Шекспир и Роллен», но должен честно признаться - в тот раз я просто пошутил.

 

стр 1  стр 2  стр 3  


Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz