После просмотра «La seduzione» у меня осталось какое-то непонятное, двойственное ощущение: с одной стороны, грубовато, дерзко и даже пошловато у Ди Лео всё получилось, с другой же — слишком правдиво. Да, именно так. В этой картине слишком много правды. Я посмотрел немало фильмов на тему соблазнения несовершеннолетних (справедливости ради нужно заметить, что актрисе, сыгравшей «сицилийскую Лолиту» было уже двадцать с хвостиком), но далеко не каждый из них способен заставить зрителя задуматься. В чём же особенности фильма «Соблазнение»? Постараюсь раскрыть их по ходу рецензии. Итак.
В центре сюжета — зрелого возраста мужчина родом из Катании, волею судьбы на пятнадцать лет покинувший историческую родину и побывавший во многих странах мира. Вернувшись назад, он встречает тех, с кем был знаком в юности. Среди них — его бывшая сокурсница и возлюбленная Катерина. Как и следовало ожидать, у обоих взыграли чувства и, казалось, давно потухший огонь любви разгорелся с новой силой. Поселившись в доме своей старой новой знакомой, чтобы не расставаться с ней, Джузеппе вскоре узнал, что представляет собой её дочь.
Не в силах устоять перед юной проказницей, мужчина позволяет себе соблазниться и наслаждается её обществом до тех пор, пока в этом воочию не убедилась сама Катерина. Дальше, в соответствии с жанром, следуют шекспировские страсти и весьма драматичный финал.
Безусловно, одно из главных достоинств этой картины — её характер. Напряжение нарастает далеко не сразу, а постепенно. Основное действие начинает разворачиваться ближе к экватору фильма. В образе Джузеппе — человека с интеллигентным лицом и изысканными манерами, невозможно распознать того, кем он становится впоследствии — разнузданного ловеласа, алчущего юных женских тел. Фактически, он разрушил мирную гармонию в чужом доме, принадлежащем его бывшей пассии.
Образ Катерины, великолепно исполненный итальянской кинодивой Лизой Гастони — это образ типичной женщины бальзаковского возраста, пережившей кризис среднего возраста в любви и не потерявшей своего шарма под властью времени. Она — вдова, и у неё есть почти взрослая дочь, но складывается ощущение, что Катерина не видит или не желает видеть пробуждающиеся в ней чувства. Возможно, она не хочет признавать, что её дочь выросла на бессознательном уровне (дочь — это потенциальная соперница своей матери), может быть, из-за того, что не уверена в её (или своём?) будущем.
Однако её дочь весьма умна и, как покажет сюжет, даже корыстна. Возможно, её поступки связаны с подсознательной обидой на мать из-за её выбора, во всяком случае, одним переходным возрастом дело явно не ограничилось. Образ Грациеллы получился очень драматичным (чего стоит, например, сцена, где она в слезах просит мать вернуть Джузеппе). Что касается других персонажей, то наибольшего внимания заслуживает приятель Джузеппе — ювелир Альфредо.
Пожалуй, это наиболее показательный образ итальянца, который я когда-либо видел. Вместе с тем, при всей своей трагикомичности, его герой представляется всё же интереснее Джузеппе, которому в этом фильме отведена слишком однозначная позиция. А вот образ подруги Катерины — Луизы, у Ди Лео получился хоть и ярким, но несколько смазанным. Возможно, ему следовало отвести ей больше времени и места в картине.
Фильм «La seduzione» можно причислить к разряду тех, после просмотра которых хочется задуматься об очевидных, но важных вещах, таких как возраст, человеческие взаимоотношения, любовь, измена и прочее. А грустную и невероятно пронзительную саундтрековую песню в исполнении Розы Балистрери, кажется, можно слушать бесконечно долго…