Даже те, кто никогда не слышал про швейцарского художника и скульптора Ганса Руди Гигера, точно видели самые знаменитые его работы. Именно Гигер создал образ «Чужого» или, как его принято называть, «ксеноморфа», представителя вымышленной внеземной расы, идеального хищника и убийцу.
Эстетика Гигера – механизмы в слиянии с костями и черепами, оружие, женские тела, щупальца, хищные зубы. Стиль этого художника принято называть «биомеханика» или «фантастический реализм», хотя сам Гигер предпочитал считать себя сюрреалистом и прямым продолжателем дела Сальвадора Дали.
И, как и Дали, Гигер был одержим некоторыми кошмарными образами, которые ходили по его рисункам и скульптурам. Это зубастые чудовища с длинными черепами, прообраз «Чужого», эмбрионы с «фотоочками» на глазах, женские лица в обрамлении черепов. Гигер рисовал и совершенствовал свои кошмары без конца, как и Дали, до одури боявшийся кузнечиков и писавший их раз за разом.
Для лучшего озарения и более качественных ужасных образов Ганс Гигер часто использовал «сеансы под ЛСД» и даже был хорошо знаком с изобретателем ЛСД Альбертом Хофманом, тоже швейцарцем.
Правда, позже эксперименты показали, что ЛСД вовсе не так уж расширяет сознание, как считалось любителями этого психоделика, а скорее – делает более яркими и длительными уже сформированные образы. Так что знаменитые ужастики Гигера – все же фантазия самого художника, а не заслуга достижений химии.
Но были кошмары, которые Гигер видел в своих снах по-настоящему, с детства, без всякой стимуляции, и которых действительно боялся. Эти свои страхи он тоже многократно пытался нарисовать и даже воссоздать в интерьерах, но признавался, что получается «не то», не настоящее, не такое, из-за чего он порой не хотел ложиться спать.
Это глубокие стены шахт, темные расщелины, и главное – длинные, крутые лестницы без перил, уходящие во тьму. Кошмары темных лестниц сопровождали и мучали Гигера всю его жизнь, и даже увлечение психоанализом не помогло ему справиться со своими страхами.
А биомеханика – что ж тут особенно страшного? Такое он любил рисовать с детства, не зря отец, врач по профессии, подарил как-то совсем еще юному Гансу настоящий человеческий череп – ведь мальчик так любил рисовать скелеты, так пусть с натуры.
Через творчество Гигера проходит один и тот же женский образ, который с вариациями перетекает из картины в картину. Это лицо его первой жены, малоизвестной, но по-настоящему чудной актрисы Ли Тоблер. Их союз был истинно богемным бездомным браком, с весельем, если есть деньги, нищетой и высокой духовностью. Все закончилось, когда 27-летняя Ли внезапно покончила с собой, это потрясло художника и заставило его бесконечно тиражировать образ подруги в обрамлении своих любимых щупалец и костей.
Ганс Гигер стал очень знаменит в свои сорок лет, после выхода первого фильма из серии о внеземной цивилизации «Чужих», за ужасные образы ксеноморфов Гигер получил «Оскар». После этой удачи он стал буквально культовым художником, его разрывали на части заказами издатели, продюсеры и музыканты, желавшие иметь картину Гигера на обложках своих альбомов.
Несколько лет назад семидесятилетний, обласканный судьбой, состоявшийся и состоятельный художник и дизайнер Ганс Руди Гигер упал с крутой лестницы и умер спустя несколько часов в больнице, не приходя в сознание. Вот и не верь после этого страшным сновидениям…