Железная роза / Rose de fer, La
Год выхода: 1973
Жанр: Мистика, Ужасы
Продолжительность: 1:16
Режиссер: Жан Роллен /Jean Rollin/
В ролях: Франсуаза Паскаль /Francoise Pascal/, Хью Кестер /Hugues
Quester/, Натали Пиррей /Nathalie Perrey/, Мирелль Даржен /Mireille
Dargent/
О фильме: В провинции юноша и девушка знакомятся на свадьбе и
договариваются встретиться в следующее воскресенье. В конце прогулки они
заходят на огромное кладбище. Найдя заброшенный склеп, они спускаются в
него и занимаются любовью. Когда они выходят из него, уже наступает
полночь, кладбище выглядит угрожающе, оно населено леденящими душу
тенями. И они не могут найти выход...
http://www.imdb.com/title/tt0126004/
http://sergejjdem.narod.ru/JAN6.html
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/146348
oldys
рецензии
«Живые — мертвы,
мертвые — живы» — эта фраза, звучащая из уст героини «Железной Розы»,
применима едва ли не ко всему творчеству Жана Роллена, но, пожалуй,
именно в этом фильме он достиг высшей точки в романтизации Смерти.
Я написал «героини»? Это, пожалуй, будет неверно: в картине есть
два персонажа, несколько статистов и только один Герой — Кладбище,
именно так, с большой буквы. Сюжет, диалоги, мизансцены и т. д, и т.
п. здесь служат только одной цели — представить величие и совершенность
Обители Мертвых, которая суть альфа и омега всего, а то, что мы видим
вокруг себя — всего лишь тень истинного мира, познать который позволено
лишь перешедшему черту.
Тогда как живым только и остается,
что продолжать заблуждаться относительно ценности своей иллюзорной
жизни…
Назвать «La Rose de Fer» триллером или хоррором, конечно, можно, но при
этом вы введете в заблуждение любителей жанрового кино, которые будут
на протяжении всего фильма тщетно ждать хоть каких-нибудь событий.
Благо, что завязка таковые не просто обещает, но буквально кричит о том,
что скоро будет страшно. Молодая пара, решив провести романтическое
свидание на кладбище, слегка не рассчитала время. Занятые друг другом
влюбленные не заметили, как стемнело и оказались ночью посреди старых
могил в полном неведении о том, в какой стороне находится выход… Тут бы,
конечно, у какого-нибудь Брайана Юзны из могил с гиканьем полезли
живописные зомби, а Брюс Кэмпбелл добавил бы к ним здоровую долю
американского сельского юмора, но Жан Роллен-то выходец из совсем иной
культурной среды.
Так что, никаких мертвецов не будет, и даже завалящий
вампир, тень которого мелькнет в начале фильма, из своего склепа
не вылезет, хотя подобных товарищей в своем творчестве маэстро никогда
не чурался. А будет медленное, неотвратимое превращение живых в мертвых,
пусть странным образом еще ходящих и дышащих, под воздействием
бесконечного и безжалостного Кладбища, которое в интерпретации режиссера
предстает единственной реальностью, тогда как все остальное — просто
иллюзия.
И ведь красиво же, черт возьми, Жан Роллен это показывает! Настолько
красиво, что какой-нибудь фанат готик-метал, случайно увидев «Железную
Розу» вместо очередного анимэ, глядишь, в экзальтации выбросит всю свою
коллекций «Тристаний» с «Сирениями», потому как найдет себе нового
кумира…
И это будет куда серьезней, потому что восхищение Смертью
французского режиссера в этом фильме зашкаливает даже за ту отметку,
что он установил, например, в «Живой мертвой девушке» или «Гроздьях
смерти». Пейзажи города мертвых, выхваченные камерой оператора Жан-Жака
Ренона, затягивают в свой мир с неумолимой силой, и отвлечься от них
стоит определенных трудов даже для человека, привыкшего смотреть на мир
со здоровой долей цинизма… Который, впрочем, вполне способен спасти
от невольного очарования фразой, приведенной в начале этого текста…
И позволит смотреть фильм просто получая эстетическое удовольствие,
не задумываясь о том, живее ли мертвые живых или наоборот. В конце
концов, у них свой мир, у нас — свой… А прав ли был
Роллен — когда-нибудь узнаем.
Если вам также как и мне нравятся кладбища, то этот фильм для вас.
Потому как после небольшой солнечной завязки всё действие
разворачивается именно на огромном старом кладбище. Молодая парочка,
прейдя туда в продолжение свидания для познания любви, неожиданно
оказывается во власти свои тайных страхов и фантазий. Заблудившись среди
верениц оград, памятников и скульптур, молодые люди вынуждены остаться
здесь до утра. Но, обстановка оказывается настолько гнетущей, а тайные
первородные страхи одиночества и потерянности настолько сильны, что с
психикой девушкой происходят непонятные даже для неё самой изменения.
И
уже трудно понять, что происходит на самом деле, а что есть просто бред
сумасшедшего. В такой ситуации только холодный разум и железные нервы
могут спасти от безумия. Тишина и покой, оказывается, тоже могут быть
опасными, и смертельно опасными!
Оригинальный фильм с прекрасной картинкой и независимым европейским
подходом к ситуации. «Железная роза» - есть типичный ужас 70-х по
ощущениям, в меру тягомотный и психологичный. Но, истеричные разрывы
флегматичного состояния врезаются в душу неприятным раздражением и
остаются надолго, прямо набиваясь в нос запахом увядших кладбищенских
цветов и приторным ароматом нездоровой ауры человека, к которому уже
прикоснулась смерть.
Мораль фильма: для обывателей – не связывайтесь с прибацанными
особами и уж тем более не ходите с ними на кладбище. Но, если всё-таки
пошли, то не доверяйте и держите ухо востро.
А, по смыслу, думаю, что создатели хотели показать ужас (не страх),
который есть в нас от рождения, но скорее взращён нами в своём
сознании и имеет психологическую природу. И попытаться понять, но не
саму его (ужаса) суть, а бытие проснувшегося от страха ужаса. «Подвижный
в подвижном», но только в области разума и психологии. Но, выбранная
замечательно красивая обстановка, придание структурной понятности и
художественной линии фильму постоянно заляпывают эту интересную тему и
идут ему только во вред. Делая «и вашим, и нашим» шедевра и даже просто
очень хорошего кино не создашь. Противоречие - дело неблагодарное. Фильм
не для всех.
Автор рецензии: prodevil
Françoise Pascal