Бланш / Blanche
Год выпуска: 1971
Жанр: Драма
Режиссер:: Валериан Боровчик / Walerian Borowczyk
В ролях: Michel Simon, Georges Wilson, Jacques Perrin, Ligia Branice
Этот фильм - одна из первых картин режиссера Валериана Боровчика,
знаменитого своими эстетично-эротическими фильмами восьмидесятых
(«Аморальные истории», «Зверь»). Картина навеяна мотивами пьесы классика
польской литературы Юлиуша Словацкого - «Мазепа». Действие фильма
происходит в XIII веке. В старинный замок на бал прибывает монарх со
своей свитой. Интрига завязывается вокруг красавицы Бланш, которая
замужем за господином преклонных лет. В нее влюбляются многие, в том
числе и ее пасынок Николя, и королевский паж Бартоломео. Образовавшийся
любовный многогранник терзает сердце молодой женщины и её поклонников,
что приводит к трагическому финалу…
Вдохновение раскрепощенного эротического творчества, присущее
Боровчику, прекрасно отразилось в постановке фильма и стало основой его
будущих работ в кино.
http://www.imdb.com/title/tt0066841/
http://sergejjdem.narod.ru/BA1971.html
http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/93930
Сергей Кудрявцев
Трудно поверить в то, что Валериан Боровчик, который снимал в начале
80-х годов не очень выразительные эротические ленты, был ещё
до постановки известных произведений эстетско-эротического плана
(«Аморальные истории», «Зверь») автором такой изысканной и изощрённой
по манере картины, как «Бланш», навеянной мотивами пьесы «Мазепа» Юлиуша
Словацкого, классика польской литературы. Однако, будучи
его соотечественником, Боровчик принципиально ориентируется, скорее
всего, на традиции средневековых «моралите», западноевропейскую живопись
и музыку, а если обратиться к аналогам в кинематографе — пожалуй,
на фильм «Вечерние посетители» Марселя Карне, поэтическую притчу
о безуспешной попытке посланцев Дьявола завоевать сердца двух
возлюбленных во Франции средних веков.Действие «Бланш»
происходит в XIII столетии.
В молодую женщину Бланш, которая замужем
за господином преклонных лет, влюблены многие, в том числе — его сын
Николя от первого брака и королевский паж Бартоломео, прибывший в свите
монарха на бал в старинном замке. Драматическому рассказу о муках любви
и супружеского долга предпослана приличествующая и даже строгая форма
киноповествования, несмотря на то, что Валериан Боровчик как режиссёр
и художник в одном лице удовлетворяет свою страсть к эстетизации
реальности, сотворению особого художественного мира и символически
значащего пространства, иносказательному обыгрыванию деталей. Подобным
образом он модернистски переосмысливает стиль искусства средневековья.
В вольно трактованной мистерии с музыкально-ритуальными дивертисментами
и живописными аллюзиями по поводу полотен как Джотто, так и Босха,
эти обрядово-этнографические моменты служат не только орнаментальной,
аттракционной задаче, но и выражают в ином регистре смысл происходящего.
Они придают дополнительное измерение, казалось бы, камерной и частной
истории, которая воспринимается уже в качестве мудрой притчи о страстях
человеческих.Жаль, что вдохновение раскрепощённого творчества
позднее не всегда посещало этого яркого мастера — и он шёл на уступки
коммерческому кино, обессмысливая и примитизируя свои эстетические
поиски в области интимно-любовного кинематографа, утрачивая соотношение
между искусным стилем и сюжетом, излагаемым всё банальнее и площе.
Например, в «Эмманюэли 5» не осталось ни следа даже от красивой формы —
её место заняла безличная красивость.1995