Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 55
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа



    Марио Бава / Mario Bava

Фильмография DVD
Информация о режисере
Информация о режисере
Информация о режисере
http://susperia.narod.ru/articles/mario_bava.html
http://www.italynews.ru/encyclopedia_50.html
http://inoekino.ru/author.php?id=3466
http://www.imdb.com/name/nm0000878/
http://flesh-eating.livejournal.com/4065.html
фото обложки -http://www.atrocitynights.com/Posters

Биография
Марио Бава родился 31 июля 1914 года в городе Сан-Ремо . Отец Марио — скульптор по образованию, тесно был связан с производством фильмов, сначала он создавал декорации для фильмов, затем, познакомившись с искусством съёмки, стал оператором и, впоследствии, режиссёром. С 1926 года он занимался созданием оптических эффектов. Некоторое время Марио Бава работал ассистентом своего отца, создавал субтитры для фильмов, а также титры для итальянских фильмов. Первым фильмом Бава, где он выступил в качестве оператора, явилась документальная драма о правлении Муссолини , фильм был снят в 1933 году. До начала своей режиссёрской деятельности Марио снял около 45 фильмов в качестве оператора. За это время Бава снискал себе славу и звание «гения специальных эффектов». Первым его срежиссированным фильмом стал фильм Я вампир (1957). Однако Бава снял только заключительную половину фильма. Случилось это из-за того, что режиссёром фильма был Рикардо Фреда, но из-за ссоры в 1956 году с продюсерами фильма Фреда покинул съёмочную площадку, таким образом Бава, по просьбе продюсеров, закончил фильм. Со следующим фильмом Калтики, бессмертный монстр (1959) произошла та же история. При съёмках этого фильма Фреда использовал псевдоним Робер Хэмптом, а Бава — Джон Фом. Таким образом Бава заслужил доверие продюсеров, и следующий фильм он уже снимал самостоятельно. Фильм получил название Маска демона , в его основу было положено произведение Гоголя Вий. Следующие его два фильма — Геркулес в центре Земли (1961) и Вторженцы — были сняты в цвете, однако последующий за ними фильм Девушка, которая слишком много знала (1963) снова был снят в чёрно-белом цвете. Этот фильм, вместе с фильмом Кровь и чёрные кружева , заложили основу того, что сейчас именуется Джалло. После девушки… Марио возвращается к фильмам ужасов и снимает Три лика страха (1963), Плеть и тело (1963) Кровь и черные кружева (1964) и Ужас из глубокого космоса. В 1965 году фирма American International Pictures прекращает контракт с Бава, мотивируя тем, что его фильмы всё сложнее приходится перемонтировать под стандарты цензуры. После разрыва Бава снимает комедию Шпион пришёл из полухолода (1966) и хоррор Операция «Страх» . В 1966 году так
же вышел фильм Проклятие мертвецов, на премьере которого стоя аплодировал Лукино Висконти , а его влияние на свои работы признавали Феллини , Скорсезе и Линч . [1] До 1968 года Бава из-за личных проблем ничего не снимал, но в 1968 году он получил предложение Дино Де Лаурентиса сделать экранизацию серии популярных комиксов, фильм получил название Дьяболик. Бюджет фильма составлял 3 миллиона долларов, но Бава уложился всего в 400 тысяч. Далее последовали два джиалло 5 кукол для августовской луны и Топор для медового месяца, а также спагетти-вестерн Рой Кольт и Винчестер Джэк. Фильм Кровавый залив стал своеобразным рекордсменом по количеству смертей в фильме (их в фильме 13). В 1972 году Бава снимает готический хоррор Барон кровь. В этом же году был снят один из его самых любимых проектов Лиза и дьявол в основе которого лежало произведение Бесы Достоевского . В 1974 году был снят фильм Дикие псы, но фильм вышел только 20 лет спустя доделанный его сыном Ламберто и актрисой Леа Ландер. Причина случившегося лежит в банкротстве продюсера, в результате которого всё имущество, включая фильм, последнего было разделено между кредиторами. В 1977 году режиссирует отдельные сцены фильма своего сына. Фильм получил название Шок. Следующий фильм, в котором Бава принимал участие, был опять совместным со своим сыном, и назывался Венера ильская, а снят был по мотивам рассказа Мериме . Выпуск фильма был задержан на два года, в результате чего он вышел после смерти Бава. Последней работой Бава был фильм Дарио Ардженто Инферно , где он создавал визуальные эффекты и был помощником режиссёра. Марио Бава умер 25 апреля 1980 года от сердечного приступа 1979

Награды:
1978 — Лучший сценарий — "Шок" (Каталонский МКФ).

Интересные факты биографии:
  • Почти во всех его фильмах основополагающее значение имеют сцены, снятые на самолете.
  • Во время самых напряженных сцен часто преувеличивает план сбоку или позади персонажа.


Своей славой Марио Бава в некоторой степени обязан другому мэтру итальянского кинематографа - Рикардо Фреда. Фреда конфликтовал с продюсерами и дважды был отстранен от окончательного монтажа двух фильмов ужасов - «Вампиров» (Vampiri, 1956) и «Бессмертного чудовища Калтики» (Caltiki - il mostro immortale, 1959). Бава завершал производство этих фильмов, но даже не был заявлен в титрах. Однако руководство студии «Галатея» отблагодарила своего «спасителя», предоставив возможность самостоятельно снять фильм. Так в 1960 г. вышла «Маска демона». Примечательно, что события этого признанного шедевра разворачивались в России, где ученые находили останки древней ведьмы. На рубеже 60-70-х гг. Марио Бава приобретает статус ведущего мастера giallo. Классикой становятся «Плеть и тело» (Frusta e il corpo, 1963), «Кровавый барон» (Baron Blood, 1972), «Лиза и дьявол», ( Lisa e il diavolo, 1973). Вслед за Рикардо Фреда он отточил каноны этого типично итальянского поджанра хоррора, где во главу угла ставится создание атмосферичности и изысканного визуального ряда, в чем М. Бава более чем преуспел. Уход мэтра из кино и из жизни был достоин всего его творчества: он создавал спецэффекты и снимал некоторые сцены для культовой «Преисподней» (Inferno, 1980) Дарио Ардженто.





http://susperia.narod.ru/articles/mario_bava.html

      Марио Бава родился 31 июля 1914 года в Сан-Ремо. С детства он помогал своему отцу Юдженио Бава, бывшему оператору, в те времена возглавлявшему «Отдел оптических эффектов» Института Луче. После работы у лучших кинематографистов Италии, Бава в 1939 году сам становится оператором. Он быстро освоил работу со светом и различные оптические приёмы, многие из которых изобрёл сам. В течение последующих лет он работал с такими режиссёрами как Роберто Росселини, Рауль Уолш и Г. Пабст.

      В 1956 году Марио Бава работает с Риккардо Фреда над фильмом «Вампиры» (I vampiri), первым итальянским звуковым фильмом ужасов. Сначала он был оператором и дизайнером оптических эффектов, а затем доснимал фильм, после того как Фреда разорвал контракт из-за отказа продюсеров продлить время съёмок. Бава отснял материал, запланированный на 12 дней, всего за 2 дня. В последующие годы Марио не раз «спасал» фильмы, от которых отказались их режиссёры. Это были «Геркулес» (Hercules, 1957) и «Геркулес и Королева Лидио» (Ercole e la regina di Lidio, 1958). Возмущенный тем, как продюсеры обращались с его нечестолюбивым другом, Фреда заманил его в свой новый проект «Калтики – бессмертный монстр» (Caltiki, il mostro immortalle, 1959) и опять отказался от съёмок всего через два дня после их начала. Бава вновь закончил фильм, и продюсер решил вознаградить его, предложив снять собственную картину.

      Будучи поклонником русской литературы Марио Бава взял историю Николая Гоголя «Вий» за основу для своего первого фильма «Маска демона» (La maschera del demonio, 1960). На главную роль он пригласил англичанку Барбару Стил, которая перешла в итальянское кино после работы над вестерном Элвиса Пресли «Горящая звезда» (1960). Фильм имел международный успех. Стил поразила аудиторию своей двойной ролью. Она играла зловещую ведьму Асю, пришедшую из глубины веков, и молодую девушку Катю, точную её копию. Эта картина сделала Барбару Стил «Королевой Ужаса». «Маска демона» - прекрасное сочетание фильма ужасов и сказки, вмещающее в себя таинственную и мрачную атмосферу, а также несколько довольно жестоких для тех времен сцен насилия. В Америке этот фильм бы жестко порезан, а музыкальное сопровождение и вовсе заменили на другое. В Британии он был запрещен до 1968 года, а затем вышел под названием «Возвращение вампира» (The return of the vampire).
  

   Считающийся режиссёром чёрно-белого кино Марио Бава в следующем фильме продемонстрировал не имеющий себе равных талант к съёмке цветного кино. Это был фильм «Геркулес в призрачном мире» (Ercole al centro della terra, 1961) – фантасмагорический спуск в ад, вдохновлённый другими картинами жанра «пеплум» того времени. В этом же году выходит сказка «Волшебная лампа Аладдина» (Le meraviglie di Aladdino), снятая совместно с Генри Левином. Эта история, приправленная чисто итальянским юмором и фирменным стилем Маэстро, будет приятным времяпрепровождением как для детей, так и для взрослых.

      «Девушка, которая слишком много знала» (La ragazza che sapeva troppo, 1962) - последнее возвращение к чёрно-белому кино и один из первых фильмов в жанре джалло, итальянских готических триллеров. Картина сочетает в себе детективную интригу и иронию, а также прекрасный актёрский состав: главные роли исполнили Джон Саксон и Летиция Роман.

      В последующие два года Марио Бава снял три фильма. Первый из них – «Три лица страха» (I tre volti della paura, 1963). Это вольная экранизация трёх рассказов – Чехова, Толстого и Мопассана. В главных ролях такие звёзды как Марк Дамон, Мишель Мерсье и Борис Карлофф. Вновь Маэстро предлагает зрителю мрачную атмосферу, прекрасные цвета и интерьеры и леденящие кровь истории. Этот фильм Бава считал лучшим своим творением. «Плеть и тело» (La frusta e il corpo, 1963) – готическая романтическая история о женщине-мазохистке, которую посещает призрак её любовника и истязает её. Роль этого самого любовника исполнил знаменитый Кристофер Ли, ветеран фильмов студии Hammer. Но, к сожалению, фильм был дублирован во всех версиях (американской, итальянской и французской) и реальных голосов актёров не записывали. Режиссёр предлагает зрителю окунуться в XIX век и прочувствовать ещё более мрачную атмосферу, а также насладиться прекрасными яркими красками и грамотной операторской работой. Музыку писал Карло Рустикелли, который в будущем использует некоторые треки из этой картины в лучшем, на мой взгляд, фильме Бавы «Операция «Страх». «Шесть женщин для убийцы» (Sei donne per l’assassino, 1964) – первый «чистый» джалло, рассказывающий об убийствах девушек из модельного агентства. Картина содержит несколько жестоких для тех времён сцен и прекрасно сработанную детективную интригу.

      Все три фильма имели большие проблемы с цензурой. Особенно не повезло «Трём лицам страха», правда, я не пойму почему, ведь этот фильм самый «безобидный» из них. Его жестко порезали, заменили музыкальное сопровождение и не понятно, зачем уменьшили яркость цветов. Оригинальная версия этого фильма сохранилась только с итальянским звуком. Кстати, это одна из первых картин, где Зло торжествует над Добром. Возможно, именно это и не понравилось цензорам.

      Следующей «победой зла» стала картина «Ужас в космосе» (Terrore nello spazio, 1965), более известная под названием «Планета вампиров». Фильм рассказывает о космической экспедиции, в тела участников которой вселяются духи расы чужих. Фильм оказал большое влияние на весь жанр научной фантастики и в особенности на Риддли Скотта и его фильм «Чужой», который имеет схожий сюжет.
      После комедии «Доктор Голдфит и девушки-бомбы» (Dr. Goldfoot and girls bombs, 1966) Марио Бава разрывает контракт с компанией AIP (American International Pictures) и снимает один из своих лучших фильмов – «Операция «Страх» (Operazione paura, 1966). Эта квинтэссенция мрака рассказывает о проклятой деревни, в которой регулярно появляется призрак девочки, погибшей несколько лет назад, и толкает людей к самоубийству. На итальянской премьере фильма знаменитый режиссёр Лукино Висконти аплодировал стоя, а критики и зрители признали его лучшим творением Бавы. С этого момента Марио начинает помогать его сын – Ламберто, будущий режиссёр дилогии «Демоны».

      «Операция страх» и приёмы, использованные там, оказала большое влияние на многих великих режиссёров. Например, Федерико Феллини старался подражать Баве, снимая эпизод «Тоби Даммит» из проекта «Три шага в бреду».
     В 1966 году умер Юдженио Бава. Опечаленный этим событием, Марио отходит от жанра ужасов на несколько лет. В это время он снимает вестерн «Ринго из Небраски» (Ringo del Nebrasca, 1966) и пеплум «Ножи мстителя» (I coltelli del vendicatore, 1966). Через два года он готовится к съёмкам нового джалло, но неожиданно решает снять кинокомикс «Дьяболик» (Diabolik, 1968), основанный на фуметти сестёр Джуссани. На этот проект продюсер Дино де Лаурентис выделил 3 миллиона долларов, но Бава снял фильм всего за 400 тыс. А свой джалло он отдал Антонио Маргерити, в результате чего зрителям был представлен фильм «The young, the evil and the savage» (1968).

      «Дьяболик» был одним из самых успешных фильмов года, пользовался огромным спросом по всей Европе. Все ждали продолжения. Но привыкший к полной творческой свободе, которая предоставлялась при маленьких бюджетах и испытав всевозможное давление со стороны инвесторов и продюсеров Марио отклоняет предложение де Лаурентиса снять вторую часть фильма.

      1969 год ознаменовался выходом картины «Топор для новобрачных» (Rosso selio della notte), который Бава снимал в Барселоне. В этом же году вышел фильм Дарио Ардженто «Птица с хрустальными перьями», на которую Марио Бава не мог не откликнуться.

      В 1970 году выходит иронический детектив «Пять кукол для августовской луны» (Cinque bambole per la luna d’agosto). Эдвиж Фенек, Уильям Бергер, Мауриче Поли прекрасно исполняют роли богатеев оказавшихся на острове с неуловимым убийцей. В финале фильма зрителя ждёт простая, но неожиданная разгадка. В этой картине нет фирменного готического стиля режиссёра, но с первых же кадров чувствуется профессионализм и, как говорится, вложенная душа. В эту незамысловатую ленту режиссёр вложил скрытое послание – плевок в лицо буржуазии: он показал, что ради наживы человек готов на всё, даже на убийство. Эту тему он разовьёт в своём следующем фильме.

      В 1971 Марио Бава снимает слэшэр «Кровавый залив» (Rezione a caterna). Эта жестокая картина становится библией жанра. Через 9 лет американец Шон Каннингхэм адаптирует её к американским реалиям и снимет один из самых известный заокеанских фильмов ужасов «Пятница 13-е». В будущем многие режиссёру будут копировать этот фильм. Например, сцена убийства занимающейся любовью парочки перекочевала во многие американские картины.

      У «Кровавого залива» интересная история. Неудачи стали преследовать этот фильм с самого начала съёмок. Когда половина материала была уже отснята, продюсер Джузеппе Закариэлло неожиданно прекратил финансирование. Оставшаяся часть снималась, если так можно выразиться, без бюджета. Но это никак не сказалось на качестве эффектов и общем качестве картины. После выхода на экраны фильм был запрещён в некоторых станах, а в других с треском провалился в прокате. Здесь причиной может служить его политический подтекст. Бава буквально плюнул в лицо капиталистическому обществу, поведав историю залива, за который борются несколько влиятельных кланов. В результате почти все герои фильма погибают от рук друг друга. Режиссёр показал, что в капиталистическом обществе на первом месте стоят деньги и что ради наживы люди готовы на всё.

      После такого провала Бава решил вернуться к привычным готическим ужасам и в 1972 году снимает фильм «Ужасы замка Нюрнберга» (Gli orrori del castello di Norimberga), более известный как «Кровавый барон». Эта картина имела определённый успех, и компания AIP запросила права на её дистрибуцию. В фильме есть всё, что нужно для хорошего готического хоррора – мрачные замки, камеры пыток, древнее проклятье и прекрасные ведьмы.

      Воодушевлённый успехом «Кровавого барона» продюсер Альфредо Леоне предлагает Баве снять ещё один фильм. На этот раз он отходит в сторону и предоставляет Маэстро полную творческую свободу. Результатом стала картина «Лиза и Дьявол» (Lisa e il diavolo, 1972). Это мощная картина о женщине, попавшей в семью, глава который – точная копия дьявола с древней фрески…

      На Каннском кинофестивале картину признали непригодной к продаже. В это же время вышел известный фильм Уильяма Фридкина «Изгоняющий дьявола». Предприимчивый Альфредо Леоне быстро смекнул, как можно вернуть затраченные на «Лизу и Дьявола» деньги. Он предлагает Баве доснять сцены экзорцизма и вставить их в этот фильм. Но Маэстро, работающий в первую очередь ради искусства, отказался делать это и предложил оставить всё как есть. Тогда Альфредо сам доснимает нужные сцены и ставит в титрах другое имя – Микки Леон. В результате мы получили дешевый рип-офф «Изгоняющего дьявола» под названием «Дом экзорцизма» (La casa dell’esorcismo), переполненный обнаженкой и сценами экзорцизма.

      В 1974 году Марио Баве исполнилось 60 лет. В таком возрасте было трудно найти желающих профинансировать новый проект. Но всё же режиссёр начинает съёмки криминального триллера «Бешенные псы» (Cani arrabbiati, 1974). После того как почти весь материал был отснят у съёмочной группы закончились деньги и картину положили в долгий ящик. И только через 15 лет после смерти Бавы ведущая актриса Леа Ландер доделала фильм, и в 1998 году он вышел на DVD. Этот криминальный триллер ничем не хуже фильмов Квентина Тарантино. Это жестокий и динаичный фильм, демонстрирующий невероятный талант режиссёра.

      Обеспокоенный проблемами отца в поиске новых спонсоров его сын и ассистент с 1966 года Ламберто Бава организовывает съёмки последнего фильма ужасов Маэстро – «Шок» (Shock, 1977). Картина рассказывает о медленном помешательстве женщины, которая долгое время жила с мужем-наркоманом. На главную роль пригласили гражданскую жену Дарио Ардженто Дарию Николоди. Также в фильме были задействованы такие звёзды как Иван Рассимов и Джон Штайнер. Марио Бава снял лишь часть фильма, постоянно претворяясь больным и, тем самым, позволяя сыну набраться опыта. Музыку к фильму писал Клаудио Симонетти и его группа I libra.

      Последней режиссёрской работой Марио Бавы была адаптация фантастического произведения Проспера Мериме «Венера Илльская» (La venere di ille, 1978). И опять часть сцен снимал Ламберто Бава, а главную роль исполнила Дария Николоди. Картина была снята для итальянского телевидения, но лежала два года на полке. Её премьера состоялась только в 1980 году, после смерти Марио Бавы.

      В 1980 году Дарио Ардженто пригласил Ламберто и Марио Бава поработать над его новым проектом «Преисподняя» (Inferno, 1980). Ламберто был помощником Ардженто, а Марио работал над спецэффектами, а также снял сцену в затопленном водой подвале. Он создавал манекены, разрисовывал стеклянные маски и работал над оптическими эффектами. Данный фильм многие (в том числе и я) считают лучшей работой Дарио Ардженто. Это мрачное оккультное путешествие в неизведанное при практически полном отсутствии сюжета. «Преисподняя» стала достойным завершением карьеры Марио Бавы.

      В том же 1980-м году Марио Бава умирает от сердечного приступа, как раз через несколько дней после медицинского обследования, в заключении которого было написано, что режиссёр здоров. Незадолго до смерти Марио планировал вернуться к жанру научной фантастики и снять фильм «Звёздные рыцари». Но этот проект так и остался нереализованным.

      За свою недолгую карьеру (всего 20 лет как режиссёр) Марио Бава успел поработать почти во всех жанрах: джалло, научная фантастика, комедии, вестерны, пеплумы, ужасы и др. И по сей день, он считается одним из важнейших режиссёров итальянского кино, оказавших влияние не только на своих коллег в Италии, но и на кинематографистов всего мира. Его приёмами и методами работы до сих пор пользуются даже в мажорных голливудских студиях; атмосферу его фильмов пытаются воссоздать режиссёры крупнобюджетного кино (Т.Бартон в картине «Сонна лощина»). В последнем фильме Риккардо Фреды «Одержимость» (Ossessione del uccide, 1980) есть персонаж, очень напоминающий Марио Баву – режиссёр, который не расстаётся со своей камерой. Это очевидно образ Бавы, хотя Фреда никогда не говорил, откуда он взял этот персонаж. Мартин Скорсезе не раз в интервью говорил о Баве, как о великом режиссёре и заявлял, что его «Мыс страха» (Cape fear, 1991) снят под впечатлением от фильмов Маэстро. Тим Бартон в числе своих любимых фильмов называет «Геркулес в призрачном мире» и «Маску демона».

      Но наибольшее влияние на кинематографистов всего мира оказала картина «Операция «Страх». Мартин Скорсезе использовал образ девочки как воплощение зла в своём шедевре «Последнее искушение Христа» (Last temptation of Christ, 1988). Девид Линч повторил одну из самых известных сцен фильма (где герой Джакомо Росси-Стюарта преследует свою копию) в заключительной части сериала «Твин Пикс».

      На самом деле его фильмография куда больше, чем вы найдёте в любом справочнике, ибо его имя часто не указывали в титрах, когда он работал над спецэффектами, доснимал сцены или помогал молодым режиссёрам. И по сей день имя Марио Бавы известно лишь немногим поклонникам культового кино, а его фильмы, несмотря на все их достоинства, считаются лишь качественными поделками категории Б. Но влияние режиссёра на мировой кинематограф неоспоримо и его имя никогда не сойдёт с уст поклонников (незаслуженно) забытого кино.
Klaus Grünewald



Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz