Год выхода: 1966
Жанр: Ужасы
Продолжительность: 1:20
Режиссер: Марио Бава /Mario Bava/
В ролях: Джиакомо Росси-Стюарт /Giacomo Rossi-Stuart/, Эрика Бланк
/Erika Blanc/, Фабьенн Дали /Fabienne Dali/, Пьеро Лулли /Piero Lulli/,
Лукиано Катеначчи /Luciano Catenacci/, Микаэла Эсдра /Micaela Esdra/,
Франка Доминики /Franca Dominici/
О фильме: В деревне при подозрительных обстоятельствах умирает
женщина. Инспектор Крюгер, ведущий расследование, вызывает на место
преступления доктора Эсвая, но погибает сам. И это далеко не последняя
смерть. Ибо здесь вершат суд души погибших... Бюджета фильма не хватило для того, чтобы его закончить, и режиссёру Марио Бава пришлось заканчивать его на бесплатной основе.
Эдвард Твист
рецензии Kill, baby, kill
«Операция
«Cтрах» — это синематографические дежа-вю: классика, безжалостно
растерзанная на отдельные цитаты и образы, фильм, вдохновивший
на шедевральные подвиги великих режиссеров современности, киноподвиг,
снятый на голом энтузиазме, кинолегенда, на премьере которой
сам верховный архангел кино — Лукино Висконти — аплодировал стоя.
Вот сидит косматая ведьма со спутанной сединой и лоснящейся кожей — это
ведьма Тима Бартона, вот стоит вилла, густо обросшая мхом
и плесенью — адов дом, зловеще зеленеющий раствором бриллиантового — это
вилла Дарио Ардженто, винтовая лестница, покрытая серебряными нитками
паутины, ведущая прямиком до амбразур ада — лестница Николаса Роуга,
светловолосая бестия с прекрасными телячьими глазами и мохнатыми
зарослями ресниц — медуза, которая вдохновила не только современных
режиссеров с их проходными городскими легендами класса «Б»,
про инфернальных демонов с длинными волосами, но и самого великого
неореалиста — Федерико Феллини, который, упоенный готической поэзией,
снял шедевр — «Тоби Деммит» из альманаха «Три шага в бреду». Но как
ни странно, все эти обрывочно-хаотичные образы слились воедино в один
фильм, задолго до появления на небосклоне мирового кино перечисленных
куртуазных гениев, создателем и праотцом современного кинематографа
можно считать великолепного мастера картин класса «Б» — Марио Бава,
чье имя засветилось только посмертно, когда он, обогнав время, умер
в маргинальной тишине, а время, в спешке одумавшись, обогнало упущенное,
но, увы, поздно. Он, словно Кентервильское привидение, обидевшись
на свою ненужность, ушел из жизни буквально перед многомиллионным
признанием и почетом.
Действие этой макабрической ленты происходит в глухом и нордическом
городке, который будто расположился прямо в центре кладбища: из сырых
улиц тянет фосфорическим холодом, туман вихрится над метановыми
испарениями болот, прилипая к окнам зловещими ликами давно усопших
людей, рыхлая земля с удовольствием разрывается в свежую пасть могилы,
а гербарии растений оплели все винтажные объекты лозами мертвой хватки.
И в этих нарочито павильонных декорациях, мимикрирующихся под готические
виньетки средневековой провинции, появилась юная мегера, сияющая
обворожительной улыбкой и невинным личиком, бесшумно подкрадывающаяся
к спящим жителям городка и своими девичьими глазами доводящая их до
самоубийства, а они, оцепенев в гримасе ужаса, натыкаются на колющиеся
объекты, в столь больших количествах присутствующие в каждом кадре.
Как ни странно, роль этой юной ворожеи адских казней исполнил мальчик.
Призрак словно источает смертоносную ауру, растекающуюся и по улицам.
Но не важно, что несет с собой зло, важно, какую цель преследует
неугомонный призрак — объятые предрассудками и языческим страхом жители
не видят всю дьявольщину, утыкаясь в теплые постельки и молясь
деревянным божкам, припрятанным в сундучках.
Как и все ранние работы мастера, фильм имеет радужную оболочку
светофильтра, каждый кадр насыщен резкими красками дозы ЛСД: тошнотворно
пурпурные и фиолетовые подсветки неоновых взрывов, самопрезентация
цвета индиго и изумрудного сияния, темно-синие оттенки и серые тени
чахлых помещений и жухлых улиц — мастер виртуозно управляет массами
локальных красок.
Что касается самой атмосферы, то здесь Бава превзошел самого
себя — каждый мох, каждая завитушка орнамента, каждое мертвое дерево
будто хранит в себе жуткую тайну, при попытке раскрыть которую тебя ждет
неминуемая смерть. Но в целом фильм совсем не страшен и не кровав,
местами даже отдает душком маразма ретро-фильма, а некоторые сцены давно
превратились в клишевую банальность. Но и пугающего в фильме
хватает — пасторальное сумасшествие действия и странные метафоры образов
соединились воедино в эстетский клубок ужаса.
Присутствует и излюбленная Бавой кино-иконка в образе классический
красотки-блондинки, в бонус к ней пришит дуэтом прекрасный
принц-доктор — проезжий аристократ, случайно забредший в провинциальное
захолустье, — они по случайности неверующие в страшилки местных, сумели
разгадать мистерию и тайну оккультной виллы.
После начала съемок в одночасье растратился весь бюджет, но сплоченная
команда решила работать безвозмездно, итогом чего стал удивительный
шедевр. Узрели ли успех фильма заранее или же движущей силой была любовь
к кинематографу, теперь никто не скажет. Дурное семя Бава было бережно
зарыто в целлулоидную почву, откуда выросла настоящая классика жанра.
«Операция «Страх» — это прекрасный образец готического макабра и саспенса, страшная сказка для взрослых.
chester
рецензии Мрачная
и гнетущая музыка постоянно держит в напряжении, сам городок, особенно
ночью, добавляет эффекта. Старая кирпичная кладка, старинные подсвечники
в паутине, скрипучие двери — эх, какие же там декорации, просто глаз
радует. Бава так хорошо подобрал каждую мелочь, что веришь, это XIX век.
Конечно же, превосходна и сама история, пропитанная тайнами и загадками.
Этот фильм, как вино, с возратсом становится всё лучше и лучше.