|
Лаура Бетти /Laura Betti
Арс-Аманди или Искусство любви / Art of Love, The 1983
Кентерберийские рассказы (1971) I racconti di Canterbury ... The Wife from Bath
Топор для новобрачной / Rosso segno della follia, Il
Моей сестре! / À ma soeur! (2001)
Частные пороки, общественные добродетели Vizi privati, pubbliche virtù
Дата рождения: 1.5.1927 Дата смерти: 31.7.2004
Биография:
Актриса. Лаура Бетти начинала свою карьеру как джазовая певица, а в кино дебютировала в фильме Федерико Феллини "Сладкая жизнь" (1960). С 1963 года Лаура была близким другом Пьера Паоло Пазолини, о котором сделала документальный фильм, после его смерти. В фильмах "Рогопаг" (новелла La Riccota) и "Теорема" Пазолини, Лаура подтвердила свой актерский талант. В 1976 году в картине Бернардо Бертолучии "Двадцатый век" актриса отметилась еще одной запоминающуюся ролью - Регина. В 1970-х Лаура Бетти играла заметную роль в марксистском движении в Италии. © 2009 ИНОЕКИНО.
В римской больнице на 71-м году жизни умерла Лаура Бетти, знаменитая в конце 1960-х годов итальянская актриса, единственная женщина, которую любил Пьер Паоло Пазолини. Первый раз она появилась на экране в "Сладкой жизни" (La dolce vita, 1960) Федерико Феллини, где сыграла саму себя. В 25 лет эта девушка из Болоньи уже была королевой декадентских римских ночей, звездой кабаре, прославленной не только темпераментом, но и тем, что старательно искала авторов для своих песен среди интеллектуальной элиты. Однажды писатель Альберто Моравиа привел к ней в гости Пьера Паоло Пазолини, католика и коммуниста, гея и обвиняемого на бесчисленных судебных процессах об "оскорблении общественной нравственности" выдающегося поэта, только что обратившегося к режиссуре. Молчаливый Пазолини сидел в углу, отгородившись от мира черными очками. Лаура Бетти повела себя так, как и должна была повести дива из кабаре, римская Марлен Дитрих: приблизилась к нему своей самой сладострастной походкой, сорвала очки и хрипловатым голосом спросила: "Итак, вы меня боитесь?" По ее словам, "это была любовь с первого взгляда". Впрочем, весьма своеобразная: "Обычно мы ужинали вместе. Потом он говорил мне 'пока' и шел снимать мальчиков". Но благодаря Пазолини к Лауре Бетти пришла краткая актерская слава. В новелле из фильма "РоГоПаГ" (RoGoPaG, 1962) она сыграла взбалмошную кинозвезду, сюсюкающуюся со своей собачкой и невольно участвующую в распятии современного Христа. За роль служанки Эмилии, одной из соблазненных загадочным юношей-ангелом героинь "Теоремы" (Teorema, 1970), она получила приз Венецианского фестиваля. Но этим ее зримый вклад в творчество Пазолини и ограничивается: в "Царе Эдипе" (Edipio Re, 1967), "Кентерберийских рассказах" (I racconti di Canterbury, 1972) и фильме "Сало" (Salo, 1975) ее роли незначительны. Зато после зверского убийства режиссера в 1975 году она стала не просто жрицей его культа, хранительницей его памяти, автором посвященных ему фильма и книги. Лаура Бетти заняла в общественном сознании ту нишу, которую занимал Пазолини: "неудобного" левого интеллектуала, яростного и парадоксального. Тем более неудобного, что на смену радужно-революционным 1960-м годам пришли "свинцовые" 1970-е: левизна Бетти казалась анахронизмом. В ее фильмографии хватает славных режиссерских имен — Марко Беллоккио, Миклош Янчо, Этторе Скола, но главных ролей катастрофически мало. Ее роль была целиком вырезана из "Последнего танго в Париже" (1972), но Бернардо Бертолуччи дал ей сыграть Регину, фашистку с садистскими наклонностями, в эпическом "ХХ веке" (Novecento, 1976). Это была самая большая ее удача, наряду со столь же двусмысленной ролью предательницы Эстер в фильме братьев Тавиани о поражении итальянской революции 1820-х годов "Аллонзанфан" (Allonsenfan, 1974). Появление в конце 1970-х в триллерах ремесленника Жака Дере стало симптомом заката. Она играла много, но роли эпизодические, проходные. Верные памяти 1960-х годов режиссеры, такие, как Аньес Варда или Жан-Мари Штрауб, иногда приглашали ее в свои фильмы, запертые в гетто авторского кино. Последний раз российские зрители видели ее в сексопатологической драме Катрин Брейя "За мою сестру!" (A ma soeur!, 2000). Можно воскликнуть: так проходит мирская слава. А можно пожалеть кинематограф, не нашедший общего языка с женщиной, которая смогла невозможное: завоевать любовь Пазолини. МИХАИЛ Ъ-ТРОФИМЕНКОВ
Итальянская актриса.
Настоящая фамилия - Тромбетти.
Начинала как актриса кабаре, джазовая певица. К 25-ти годам была признана звездой римских кабаре. Первый раз она появилась на экране в "Сладкой жизни / La dolce vita" (певица, 1960, реж. Федерико Феллини).
Лауру Бетти познакомил с великим режиссером и поэтом Пьером Паоло Пазолини писатель Альберто Моравиа. Бетти оказалась единственной женщиной, покорившей сердце Пазолини и осталась его близким другом на всю жизнь. Благодаря Пазолини к Лауре Бетти пришла актерская слава.
В новелле из фильма "РоГоПаГ / RoGoPaG" (1962) Бетти ярко сыграла взбалмошную кинозвезду. За роль служанки Эмилии, соблазненной загадочным визитером, в фильме-притче "Теорема / Teorema" (1970), она получила премию на МКФ в Венеции. Снималась в небольших ролях и в других фильмах Пазолини. После зверского убийства Пьера Паоло Пазолини в 1975 году она стала хранительницей его памяти, автором посвященных ему фильма и книги.
Снималась в фильмах выдающихся киномастеров: Роберто Росселини, Марко Беллоккио, Миклоша Янчо, Этторе Скола, Аньес Варда, Жан-Мари Штрауба, Марио Моничелли. Играла и в коммерческом кино у режиссеров Жака Дере, Марио Бава.
Роль Лауры Бетти была целиком вырезана из "Последнего танго в Париже" (1972, реж. Б.Бертолуччи). Однако, Бернардо Бертолуччи дал сыграть Бетти одну из её самых важных ролей в кинобиографии - Регину, жестокую фашистку с эрото-маниакальными наклонностями, в знаменитой киноэпопее "ХХ век / Novecento" (1976). Среди лучших ролей выделяется - предательница Эстер в фильме режиссеров братьев Тавиани "Аллонзанфан / Allonsenfan" (1974).
В последующие годы актриса играла преимущественно небольшие роли. С 60-х годов и до последних дней активно занималась литературной деятельностью и политикой. Лаура Бетти стала - лидером для литературных и политических течений марксистского толка в Италии.
призы и награды
Премия на МКФ в Венеции, 1970 - лучшая актриса
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/euro/64541/bio/
роли в кино |
2003 |
Счастье ничего не стоит | Happiness Costs Nothing | Felicità non costa niente, La (Франция) |
2002 |
Дневник Матильды Манзони | Diario di Matilde Manzoni, Il (Италия) |
2001 |
За мою сестру! | For My Sister | À ma soeur! (Франция, Италия) :: Мать Фернандо |
1997 |
Очень чистый воздух | An Air So Pure (Франция, Бельгия, Польша) |
1997 |
Марианна Укрия | Marianna Ucrìa (Франция) |
1995 |
Обычный герой | Eroe borghese, Un (Италия) |
1993 |
Бунтарь | Rebel, The (Италия) |
1993 |
Большой арбуз | Grande cocomero, Il (Италия, Франция) |
1993 |
Maрио, Мария и Марио | Mario, Maria e Mario (Франция) |
1990 |
Гора мужества | Courage Mountain (США) |
1990 |
Галантные дамы | Gallant Ladies (Франция, Италия, Канада) |
1987 |
Тонуть запрещается | Widow's Walk | Noyade interdite (Франция) |
1985 |
Мама Эбе | Mamma Ebe (Италия) |
1985 |
Во всем виноват Рай | All the Fault of Paradise | Tutta colpa del paradiso (Италия) |
1984 |
Классовые отношения | Klassenverhältnisse (Франция) |
1983 |
Арс-Аманди, или Искусство любви | Ars amandi (Франция) |
1982 |
Ночь Варенны | That Night in Varennes | Nuit de Varennes, La (Франция, Италия) |
1979 |
Путешествие с Анитой | Lovers and Liars | Viaggio con Anita (Италия, Франция) :: Лаура |
1979 |
Луна | Luna, La (Италия)
(нет в титрах)
|
1978 |
Бабочка на плече | Un papillon sur l'épaule (Франция) |
1977 |
Ночью все кошки серы | At Night All Cats Are Crazy (Франция) |
1977 |
Банда | Gang, Le (Италия, Франция) |
1976 |
Частные грехи, публичные добродетели | Vizi privati, pubbliche virtù (Италия) |
1975 |
Полина уходит | Paulina s'en va (Франция) |
1975 |
Двадцатый век | 1900 | Il Novecento (Франция, Италия, ФРГ) |
1974 |
Случаи из жизни приличных людей | Drama of the Rich | Fatti di gente perbene (Италия, Франция) |
1974 |
Женщина в красных сапогах | Lady with Red Boots, The (Италия, Испания, Франция) |
1973 |
Погребённый заживо | Sepolta viva (Италия, Франция) |
1973 |
Аллонзанфан | Allonsanfan (Италия) :: Эстер |
1972 |
Последнее танго в Париже | Last Tango in Paris | Ultimo tango a Parigi (Италия, Франция) :: эпизод |
1972 |
Об убийстве - на первую полосу | Sbatti il mostro in prima pagina (Италия, Франция) |
1972 |
Кентерберийские рассказы | Canterbury Tales, The | Racconti di Canterbury, I (Италия, Франция) :: Жена из Бата :: главная роль |
1971 |
Кровавый залив | Reazione a catena (Италия) |
1970 |
Человек по имени Следж | Sledge | A Man Called Sledge (Италия) |
1970 |
Топор для новобрачной | Rosso segno della follia, Il (Италия) |
1968 |
Теорема | Teorema (Италия) :: Эмилия, служанка :: главная роль |
1968 |
Каприз по-итальянски | Caprice Italian Style | Capriccio all'italiana (Италия) :: Десдемона |
1967 |
Царь Эдип | Oedipus Rex | Edipo re (Италия, Марокко)
(нет в титрах)
|
1966 |
Ведьмы | Witches, The | Streghe, Le (Италия, Франция) |
1963 |
Рогопаг | Ro.Go.Pa.G. (Италия, Франция) |
1960 |
Сладкая жизнь | Sweet Life, The | Dolce vita, La (Италия, Франция) :: Лаура |
1960 |
В Риме была ночь | Night, The | Era notte a Roma (Италия) :: эпизод
(нет в титрах)
|
|
озвучивание |
1975 |
Сало, или 120 дней Содома | Salo, or the 120 Days of Sodom | Salò o le 120 giornate di Sodoma(Италия, Франция) :: синьора Ваккари |
1969 |
Свинарник | Pigpen (Италия, Франция) |
стр 1 стр 2 стр 3
| |